АМКУ рассказал о проблемных вопросах, которые возникают во время проведения публичных закупок и их обжалования

Антимонопольный комитет Украины сообщил, что общая статистика жалоб, поступивших в течение 2015-2017 годов в орган обжалования, свидетельствует о том, что с началом функционирования системы публичных закупок (Прозорро) количество жалоб постоянно росло, а также увеличивалось количество нарушений со стороны заказчиков при проведения торгов, а именно:

— за весь 2015 год поступило около 1350 жалоб;

— за 2016 год поступило около 3100 жалоб;

— по состоянию на 18.08.2017 уже поступило более 3500 жалоб.

Причиной такого увеличения жалоб, по мнению антимонопольщиков, является, как доверие со стороны предприятий в орган обжалования, как действенного инструмента защиты прав от неправомерных действий заказчиков, так и открытость предложений конкурентов, что позволяет субъектам хозяйствования самостоятельно выявлять нарушения в предложениях конкурентов.

За период функционирования органа обжалования с 2010 года категория нарушений почти неизменна: установление дискриминационных условий в документации, в том числе, установление технических требований под конкретного поставщика; дискриминационный подход при рассмотрении предложений участников (неправомерное отклонение участника или избрания победителем участника, предложение которого не соответствует условиям документации).

Однако, анализируя количество жалоб, которые до настоящего времени поступают в Комитет, можно сделать вывод, что заказчики не всегда учитывают выводы органа обжалования и продолжают совершать те же нарушения законодательства или прибегают к новым нарушениям.

Так, Комитет отметил, что за последний период (2016-2017 годы), не самое большое количество жалоб (более 500 жалоб) поступило на действия ПАО «Укрзализныця» и его филиалов / подразделений.

Наряду с несоблюдением заказчиками требований законодательства в сфере публичных закупок следует акцентировать внимание и на значительном увеличении случаев злоупотреблений со стороны участников торгов (в том числе, потенциальных) при обжаловании процедур публичных закупок.

Со своей стороны Комитет направлял соответствующую аналитическую информацию в Кабинет Министров Украины, Премьер-министру Украины и Министерство экономического развития и торговли Украины, а также неоднократно выступал инициатором внесения соответствующих изменений в законодательство (в свое время были учтены, как в Законе Украины «О осуществлении государственных закупок», так и в Законе Украины «О публичных закупках»).

Осознавая необходимость дальнейшего усовершенствования системы закупок и процедуры обжалования с учетом того, что уровень опытности участников торгов и, соответственно, субъектов обжалования постоянно растет, Комитет направлял в Администрацию Президента Украины, а также в Министерство экономического развития и торговли Украины свои предложения по внесению изменений в Закон Украины «О публичных закупках», которыми предложил, в частности, усовершенствовать порядок обжалования путем обязательства предоставления субъектами обжалования документального подтверждение намерения участвовать в торгах, которые ими обжалуются, и путем усовершенствования оплаты за подачу жалобы.

По мнению АМКУ, это позволит сократить количество злоупотреблений потенциальными участниками права на обжалование, в частности, условий тендерной документации.

Рекомендованные публикации

Добавить комментарий