Особенности новой государственной помощи угледобывающим предприятиям

Особенности новой государственной помощи угледобывающим предприятиям

Предоставление новой государственной помощи угледобывающим предприятиям, одобренной Правительством в начале февраля 2018 года, может оказаться вне закона.

Такой вывод можно сделать, ознакомившись с содержанием Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления мероприятий по обеспечению отечественного производства угольной продукции и дальнейшего реформирования государственного сектора угольной промышленности, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 07.02.2018 № 63.

Этим постановлением Правительства урегулирован порядок использования бюджетных средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе «Осуществление мер по обеспечению отечественного производства угольной продукции и дальнейшего реформирования государственного сектора угольной промышленности». На финансирование расходов по указанной программе в бюджете предусмотрено 1, 3 млрд грн.

Эти средства планируется направить на:

— оплату труда (в том числе на погашение задолженности по заработной плате);

— техническое переоснащение и модернизацию угледобывающих предприятий (в том числе на финансирование инвестиционных проектов).

Законом Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» предусмотрено, что новая государственная помощь может быть предоставлена только после получения соответствующего положительного решения АМКУ.

Однако, во-первых, если обратиться к правилам предоставления государственной поддержки угледобывающей отрасли, применяемых в ЕС, и которых должен придерживаться Украины (из-за присоединения к Договору об учреждении Энергетического Сообщества и подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС), допустимой может считаться только помощь, предоставляемая для закрытия неконкурентоспособных шахт, а также для осуществления исследований, разработок и инноваций, охраны окружающей среды и мероприятий по подготовке кадров в угольной отрасли.

Во-вторых, сейчас в Украине отсутствуют отдельные критерии оценки допустимости государственной помощи на поддержку угледобычи.

При таких обстоятельствах АМКУ может признать государственную поддержку угледобывающей отрасли недопустимой или незаконной, и тогда она будет подлежать возврату в государственный бюджет в полном объеме. При этом за выполнением такого решения Комитета пристально следит ЕС и Энергетическое Сообщество, которые, в отличие от антимонопольного ведомства, имеют достаточно рычагов влияния на украинское правительство.

Пока же Минфин, Минэнерго и АМКУ совместно ищут выход из сложившейся ситуации, однако к какому решению они придут предсказать пока сложно.

Рекомендованные публикации

Добавить комментарий