Антимонопольное и конкурентное право

Сфера публичных закупок
  • Процедура «Закупки под ключ»
  • Консультации по вопросам проведения закупок
  • Помощь и представление интересов при обжаловании процедур закупок
  • Минимизация рисков наступления негативных последствий при совершении антиконкурентных согласованных действий при участии в процедуре закупок
Сфера концентраций
  • Определение необходимости получения разрешения на концентрацию (анализ предоставленных документов, анализ формирования группы связанных лиц)
  • Подготовка документов и получение разрешения на концентрацию
  • Получение предварительных выводов АМКУ
Недобросовестная конкуренция
  • Консультации по вопросам недобросовестной конкуренции
  • Анализ рекламных материалов, рекламных кампаний на наличие в них признаков нарушения законодательства о защите от недобросовестной конкуренции
  • Разработка методов защиты от недобросовестных действий конкурента
Монопольное (доминирующее) положение
  • Консультации по монопольного (доминирующего) положения, во избежание обвинений в злоупотреблении таким положением
  • Анализ хозяйственной деятельности (поведения на рынке)
  • Проверка документации на предмет наличия признаков злоупотребления монопольным (доминирующим) положением
Cогласованные действия
  • Консультации по согласованных действий, а также антиконкурентных согласованных действий
  • Анализ хозяйственной деятельности, документации клиента на предмет наличия признаков антиконкурентных согласованных действий
  • Получение разрешения АМКУ на согласованные действия
Представительство в АМКУ
  • Получение рекомендательных разъяснений органов АМКУ
  • Подготовка заявлений о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции
  • Обработка ответов на запросы органов АМКУ
  • Представительство интересов по делам о нарушении Антимонопольного Законодательства
Кроме того:
  • Минимизация негативных последствий нарушений клиентом Законодательства о защите экономической конкуренции
  • Обжалование решений органов АМКУ в судах
  • Проведение тренингов для руководителей и сотрудников компаний по вопросам соблюдения Антимонопольного Законодательства
  • Анализ документов с целью выявления нарушений Антимонопольного Законодательства

Устранение юридических вопросов:

Исходя из опыта нашей команды, субъекты хозяйствования, действия которых признаются органами Комитета нарушением Антимонопольного Законодательства, не всегда осознают наличие такого нарушения в их деятельности.

Однако, незнание не освобождает от ответственности. Причем, за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрены штрафные санкции до 10% годового дохода за предыдущий год.

Мы готовы предоставить высококвалифицированные выводы о наличии и/ или отсутствии в деятельности компании признаков нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. Также наша команда сможет разработать индивидуальную политику компании по соблюдению Антимонопольного Законодательства, провести обучающие тренинги для ваших сотрудников.

Органы Антимонопольного комитета Украины наделены полномочиями беспрепятственно входить на предприятия, в учреждения, организации и иметь доступ к документам и других материалов, необходимых для проведения проверки, в том числе с ограниченным доступом, таких, которые являются коммерческой тайной. Кроме того, они имеют право изымать письменные и вещественные доказательства, накладывать арест на предметы, документы, носители информации, которые могут быть доказательствами или источником доказательств.

В течение 2016 органами Антимонопольного комитета Украины было проведено 118 выездных проверок соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции, из них — 38 проверок субъектов хозяйствования.

Наша компания готова предоставить услуги по участию и сопровождения проверок органов Антимонопольного комитета Украины, в том числе и внеплановых, в частности, подготовить работников для предоставления устных объяснений, помочь при подготовке письменных объяснений в ходе проверки, возражений или замечаний к акту проверки.

Органы Антимонопольного комитета Украины наделены полномочиями запрашивать информацию, предметы или другие носители информации, объяснения других информаций, в том числе с ограниченным доступом и банковскую тайну, необходимую для выполнения Антимонопольным комитетом Украины задач, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции.

В то же время, Антимонопольным Законодательством предусмотрена обязанность субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, других юридических лиц, их структурных подразделений, филиалов, представительств, их должностных лиц и работников, физических лиц предоставлять требований органов АМКУ соответствующие истребованы документы и материалы.

За информационные нарушения Антимонопольного Законодательства в виде непредставлении информации АМКУ в установленные сроки, предоставление информации в неполном объеме, представление недостоверной информации предусмотрен размер штрафных санкций — до 1% годового дохода.

Поэтому важным является достойная обработка требований Антимонопольного комитета Украины и своевременное представление полной информации.

Хозяйственные и административные суды Украины поддерживают позицию Комитета относительно полномочий истребования от субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, других юридических лиц и т.п. информацию, в том числе с ограниченным доступом.

Информация может быть истребована АМКУ как при рассмотрении заявлений, так и при рассмотрении дел, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Наша компания готова предоставить услуги по подготовке ответов на требования и запросы Антимонопольного комитета Украины и, в случае наличия уже открытых производств в виде информационных нарушений, помочь снизить риски максимальных штрафных санкций в таких делах.

Как начать работать на рынке публичных закупок?
Устали ошибаться?
Наша компания предоставляет полное или частичное сопровождение процедур закупок.
Мы проконсультируем по вопросам проведения закупок, порядка их обжалования. Услуга «Закупки под ключ» включает полный спектр услуг для участия в процедурах закупки.

С 1 апреля 2016 введено в действие Закон Украины «О публичных закупках». Этот закон введен для обеспечения эффективного и прозрачного осуществления закупок, создание конкурентной среды в сфере публичных закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции.

Все процедуры закупки, обмен информацией, документами и представления разъяснений по 1 августа проводятся в электронной системе закупок ProZorro.

Антимонопольный комитет Украины является органом обжалования при проведении публичных закупок. Для рассмотрения жалоб по закупкам при АМКУ создан Постоянно действующую административную коллегию по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, которая состоит из трех государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины.

Как показывает практика АМКУ, большое количество жалоб остается органом обжалования без рассмотрения, в связи с наличием в них ошибок, в частности, представление неполного пакета документов.

Наша компания предоставит необходимые для вас, полные и обоснованные консультации по вопросам публичных закупок, в том числе представит ваши интересы при обжаловании процедур закупок.

Решение органов Антимонопольного комитета Украины являются обязательными к исполнению.

Действующим законодательством предусмотрено, что лицо, на которое наложен штраф по решению органа АМКУ, платит его в двухмесячный срок со дня получения решения о наложении штрафа.

Уплата штрафа может осуществляться как полностью, так и частично. Органы АМКУ вправе отсрочить или рассрочить уплату наложенного им штрафа. Возможность частичной уплаты штрафа лицом, на которое наложен штраф, предусматривает обязательное обращение с обоснованными объяснениями причин невозможности уплаты штрафа в полном объеме в установленный решением органа Комитета срок.

Просрочка уплаты штрафа влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере полутора процентов от суммы штрафа. Начисление и взыскание пени имеет обязательный характер, не требует принятия любого решения органа государственной власти о ее применении.

Необходимо отметить, что в течение пяти дней со дня уплаты штрафа субъект хозяйствования обязан направить в органы Антимонопольного комитета Украины документы, подтверждающие уплату штрафа.

Следовательно, ответственность за сообщения об уплате штрафа возложено на лицо, совершившее нарушение законодательства о защите экономической конкуренции и на которую наложены соответствующие штрафные санкции.

В случае несвоевременной уплаты штрафа в сроки, предусмотренные решением, и пени органы АМКУ взимают штраф и пеню в судебном порядке. Судебная практика свидетельствует о законности требований иска органов Комитета по взысканию штрафа и пени в заявленных размерах. Размер пени не может превышать размера штрафа, наложенного соответствующим решением органа Антимонопольного комитета Украины. Вместе с тем, существуют в практике Антимонопольного комитета Украины случаи, когда размер пени равен размеру штрафа. Таким образом, несвоевременная оплата штрафа может привести к начислению пени в размере, равном размеру штрафа.

Учитывая изложенное, в случае невозможности уплатить штраф по решению органа АМКУ в установленный срок, необходимо обращаться в органы АМКУ с заявлением для отсрочки и / или рассрочки уплаты наложенного штрафа. Заявление должно содержать обоснование и подтверждающие документы о невозможности уплаты штрафа, наложенный органами Антимонопольного комитета Украины на ваше предприятие.
В связи с тем, что предприятие не может доказать невозможность уплаты штрафа и не добавляет необходимые подтверждающие документы, органы АМКУ отказывают в таком отсрочке и / или рассрочке.

Наша компания предоставляет квалифицированную помощь при подготовке соответствующего заявления в органы Антимонопольного комитета Украины.

С носителей наружной информации, газет, журналов, экранов телевизоров мы постоянно видим и слышим о «низких» ценах, «лучшем» товаре, уникальности и безопасности лекарственных средств, выборе, бренде, товаре «номер один» и тому подобное.

Для увеличения продаж товаров, работ или услуг субъекты хозяйствования прибегают к преувеличению их действительных свойств, распространения информацию, фактического подтверждения которой на самом деле нет. При таких условиях, подобная информация, будет квалифицированная АМКУ как такая, которая вводит в заблуждение.

Распространение информации, вводящей в заблуждение, является отдельным нарушением законодательства о защите от недобросовестной конкуренции. В общей структуре нарушений их доля составляет 90%.

Под особым вниманием органов Антимонопольного комитета Украины находятся наружные вывески, рекламные борды, слоганы, упаковки, этикетки товаров, акционные наклейки и тому подобное. Причем виды рынков для Комитета значения не имеют.

Утверждение, что вводят в заблуждение, могут иметь различные формы — устную, иллюстрированную, письменную.

Для признания АМКУ нарушения в виде распространения информации, вводящей в заблуждение, способы изложения такой информации тоже не имеют значения.

Так, за недобросовестную конкуренцию предусмотрены штрафные санкции в размере до 5% годового дохода. (Указанное необходимо учитывать и при планировании рекламных кампаний).

Например, в прошлом 2018 году, органы АМКУ прекратили 168 нарушений Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Из них — 53 нарушения в виде недобросовестной конкуренции, в отношении которых Комитет принял решение о наложении штрафных санкций, и 115 — действий, содержащих признаки нарушений, приостановлено в соответствии с предоставленными органами Комитета рекомендациями субъектам хозяйствования.

Сама же структура нарушений, о квалификации в соответствии со статьями закона выглядит так:

— ст. 4. Неправомерное использование обозначений — 25 нарушений;

— ст. 15-1. Распространение информации, вводящей в заблуждение — 132 нарушения;

— ст. 8. Дискредитация субъекта хозяйствования — 5 нарушений;

— ст. 15. Достижение неправомерных преимуществ в конкуренции — 3 нарушения;

— ст. 1. Недобросовестная конкуренция — 2 нарушения;

— ст. 19. Неправомерное использование коммерческой тайны — 1 нарушение.

Общая сумма наложенных ведомством в 2018 году штрафов за нарушения в сфере недобросовестной конкуренции достигает 24 108 000 грн.

1 июля 2014 Верховной Радой Украины принят Закон Украины № 1555-VII «О государственной помощи субъектам хозяйствования», разработанный Антимонопольным комитетом Украины с учетом обязательств, определенных Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Указанный Закон вступил в силу в полном объеме 2 августа 2017.

В соответствии со статьей 8 Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» Уполномоченным органом по вопросам государственной помощи определены Антимонопольный комитет Украины.

В частности, АМКУ будет получать и рассматривать все сообщения о новой и существующей государственной помощи, а также определять, какие меры по поддержке бизнеса могут считаться допустимыми. Например, АМКУ имеет право принять решение о временном или полное прекращение незаконной государственной помощи и ее возвращения.

Кроме того, можно не информировать АМКУ о незначительной государственной помощи. Такой считается помощь одному субъекту хозяйствования, совокупный размер которой не превышает 200 000 евро в течение трех лет. Только если это не касается поддержки экспортных операций или преимущественного использования отечественной продукции.

В то же время по итогам года сообщать АМКУ о незначительной государственной помощи распорядители все равно обязаны.

В случае, если Вы решили получить государственную помощь, однако у Вас возникают вопросы по оформлению необходимой документации, наша компания готова предоставить Вам услуги по подготовке материалов и дальнейшего получения такой помощи.