Скоро вступит в силу Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования»

1 июля 2014 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины № 1555-VII «О государственной помощи субъектам хозяйствования», разработанный Антимонопольным комитетом Украины с учетом обязательств, определенных Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Указанный Закон вступает в силу в полном объеме 2 августа 2017 года.

Хотим привести основные вопросы по реализации настоящего Закона и ответы АМКУ на них.

  1. Распространяется ли действие Закона Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» на государственную поддержку (субсидии) физических лиц?

Ответ: Нет. Действие Закона распространяется только на государственную поддержку субъектов хозяйствования, то есть на юридических или физических лиц, осуществляющих деятельность по производству, реализации, приобретения товаров, иную хозяйственную деятельность.

  1. С какого момента Закон действует в Украине?

Ответ: Закон принят Верховной Радой Украины 01.07.2014, на сегодняшний день действуют лишь некоторые положения, которые позволяют осуществлять подготовку к его внедрению (в частности, разрабатывать подзаконные нормативно-правовые акты). Закон вступает в силу в полном объеме с 02.08.2017.

  1. Зачем было принимать этот закон в Украине?

Ответ: Закон принят Верховной Радой Украины во исполнение международных обязательств Украины, которые возникли, в частности, в результате подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, Договора об учреждении Энергетического Сообщества. Закон является рамочным и был разработан на основе нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования в Европейском Союзе.

  1. Что даст этот Закон гражданам Украины?

Ответ: Во-первых, Закон принят с целью обеспечения защиты и развития конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, что в свою очередь повысит уровень инвестиций, стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Во-вторых, Закон является одним из средств борьбы с коррупционными схемами благодаря внедрению прозрачного механизма расходования государственных ресурсов и устранению избирательности мер государственной поддержки отдельных субъектов хозяйствования. Такой подход позволит обеспечить эффективность управления государственными финансами в Украине в целом, и как следствие принесет пользу каждому налогоплательщику.

  1. Что будет с государственной помощью, которая будет существовать на день вступления в силу Закона в полном объеме?

Ответ: Со дня вступления в силу Закона в полном объеме все предоставители государственной помощи будут обязаны сообщить Антимонопольному комитету Украины о существующей, по состоянию на 02.08.2017, государственной поддержке с целью определения ее совместимости с правилами конкуренции.

Порядок, формы и требования о предоставлении Антимонопольному комитету Украины информации о действующей государственной помощи субъектам хозяйствования определено распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 28.12.2015 № 43-рп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.01.2016 за № 140/28270.

Действующая государственная помощь, что будет существовать на день вступления в силу Закона, в случае ее признания в соответствии с решением уполномоченного органа недопустимой для конкуренции, должна быть приведена в соответствие с законом. При этом следует отметить, что согласно положениям статьи 14 Закона, одним из последствий признания государственной помощи недопустимой для конкуренции, является обязанность ее возвращения в полном объеме.

  1. Как должен действовать получатель государственной помощи, чтобы получить законную государственную помощь, которую придется возвращать в будущем?

Ответ: Получатель заинтересован убедиться, что Антимонопольный комитет Украины как Уполномоченный орган, который знает о предоставленной ему государственной помощи, и государственная помощь оказана в соответствии с Законом. Также получатель должен способствовать тесному и открытому взаимодействию с предоставляющим государственной помощи, которая предусматривает предоставление полной и достоверной информации, необходимой для подготовки предоставляющим сообщение о новой государственной помощи.

Наконец, крайне важно надлежащее использование получателем государственной помощи согласно целям, на которые такую помощь была оказана.

  1. Уверены ли вы, что создаваемая система мониторинга и контроля государственной помощи в Украине будет эффективная и действенная?

Ответ: Система мониторинга и контроля государственной помощи в Украине разрабатывается по образцу системы, не одно десятилетие действует в Европейском Союзе и эффективность которой проверена временем.

Для того, чтобы такая система заработала в украинских реалиях, Антимонопольный комитет Украины приглашает к сотрудничеству не только органы государственной власти, но и общественность, юридические компании и всех желающих, кто имеет соответствующие профессиональные навыки, приобщиться к разработке указанной системы.

  1. Какие документы должен предоставить потенциальный получатель в Антимонопольный комитет Украины для того, чтобы получить государственную помощь?

Ответ: Антимонопольный комитет Украины как Уполномоченный орган по вопросам государственной помощи субъектам хозяйствования непосредственно не предоставляет государственной помощи.

Комитет лишь принимает решение о допустимости такой государственной помощи для конкуренции. Решение же о внедрении той или иной схемы или мероприятия государственной помощи принимают предоставители государственной помощи, которые формируют и реализуют государственную политику в соответствующих сферах. В соответствии с Законом — это органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, а также юридические лица, действующие от их имени, уполномоченные распоряжаться ресурсами государства или местными ресурсами и инициируют и / или предоставляют государственную помощь.

Таким образом, потенциальный получатель государственной помощи, для ее получения должен обращаться к поставщику, а не в Уполномоченный орган. Например, для получения государственной помощи на обучение или трудоустройство отдельных категорий работников, нужно обращаться в Министерство социальной политики Украины, к Государственной службы занятости, в Фонда социальной защиты инвалидов и других органов социальной сферы; для получения государственной помощи на научные исследования нужно обращаться в Министерство образования и науки Украины и т.д.

Конкретный порядок действий субъекта хозяйствования для получения государственной помощи по той или иной схеме должн устанавливаться органами — поставщиками государственной помощи.

Стоит помнить, что предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования должно осуществляться после принятия Антимонопольным комитетом Украины соответствующего решения.

  1. Является ли чья-либо государственная поддержка государственной помощью?

Ответ: Чтобы государственная поддержка была признана уполномоченным органом государственной помощью, должны одновременно выполняться следующие условия:

— государственная поддержка предоставляется субъекту хозяйствования;

— государственная поддержка предоставляется за счет государственных ресурсов;

— государственная поддержка дает преимущества определенным субъектам хозяйствования или определенным отраслям экономики;

— государственная поддержка искажает или грозит искажением конкуренции.

  1. Какие последствия получения субъектом хозяйствования незаконной государственной помощи?

Ответ: Если по результатам рассмотрения дела Уполномоченный орган примет решение о признании государственной помощи незаконной, такая помощь будет подлежать прекращению и возврату в бюджет в полном объеме вместе с процентами за пользование им. Следует отметить, что возвращение государственной помощи не является штрафом, а лишь призвано восстановить ситуацию, которая существовала до предоставления незаконной государственной помощи.

Сейчас Комитетом завершается разработка Порядка возвращения незаконной государственной помощи.

  1. Существуют ли отрасли, которые не подпадают под действие закона?

Ответ: Действие Закона не распространяется на поддержку:

— в сфере сельскохозяйственного производства и рыболовства, производства оружия и военного снаряжения для нужд Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, а также правоохранительных органов специального назначения, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы спецсвязи и защиты информации Украины;

— хозяйственной деятельности, связанной с инвестированием в объекты инфраструктуры с применением процедур государственных закупок; предоставлением услуг, представляющих общий экономический интерес, в части компенсации обоснованных расходов на такие услуги (перечень услуг, составляющих общий экономический интерес, устанавливается Кабинетом Министров Украины).

  1. Закон не определены конкретные нормы по многим вопросам, не создаст ли это ситуацию правовой неопределенности?

Ответ: Закон является рамочным документом и предусматривает разработку ряда подзаконных нормативно-правовых актов, которыми будет определено конкретные нормы для каждой из процедур, предусмотренных Законом.

К примеру, сейчас Комитетом совместно с общественностью, юридическими компаниями и всеми желающими, кто имеет соответствующие профессиональные навыки, осуществляется разработка критериев оценки допустимости отдельных категорий государственной помощи субъектам хозяйствования для конкуренции.

  1. Какой максимальный объем государственной помощи может предоставляться?

Ответ: Конкретные размеры государственной помощи для конкретного предприятия должны определяться по каждой из схем государственной помощи и зависят от размера предприятия, категории государственной помощи и других условий предоставления государственной помощи.

Рекомендованные публикации

Добавить комментарий