Высший хозяйственный суд признал недействительным решение АМКУ относительно антиконкурентных согласованных действий ПИИ «Билла — Украина»

Высший хозяйственный суд Украины 15.08.2017 завершил рассмотрение кассационной жалобы Антимонопольного комитета Украины на постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда по делу за иском предприятия со 100% иностранными инвестициями «Билла-Украина».

АМКУ, по результатам расследования по делу, которое длилось три года, установил, что между ООО «АСНильсен Юкрейн» (исследовательская компания) и торговыми сетями, в том числе ПИИ «Билла-Украина», происходил обмен информацией и данными относительно существенных условий осуществления хозяйственной деятельности.

Торговые сети находились в договорных отношениях с ООО «АСНильсен Юкрейн», касающихся получения «АСНильсен Юкрейн» от торговых сетей информации об основных показателях их деятельности, а «АСНильсен Юкрейн», в свою очередь, придавало торговым сетям маркетинговые отчеты, подготовленные по результатам обработки полученной и дополнительно собранной им информации, участия в семинарах, тренингах, проводимых ООО «АСНильсен Юкрейн».

Учитывая полученную информацию ПИИ «БИЛЛА-Украина», ООО «Фоззи-Фуд», ООО «Фора», ПАО «Фуршет», ГП «Траверс Маркет», ГП «Фуд-Центр», ГП «Фуршет Центр», ООО «Ашан Украина Гипермаркет», ООО «Фудмаркет», ООО «АТБ-маркет», ООО «ЭКО», ООО «Адвентис», ООО «Край-2», ООО «Новус Украина», ПАО «Икс 5 Ритейл Групп Украина», ООО «Спар-Центр», ООО «Мепромаг», ООО« МЕТРО Кэш энд Керри Украина» применяли схожие механизмы взаимодействия с поставщиками, что привело к подобным изменениям цен на товары, реализуемые торговыми сетями конечным потребителям в городе Киеве, и, в свою очередь, ограничило конкуренцию.

Также АМКУ установил, что ритейлеры и ООО «АСНильсен Юкрейн» обменивались информацией и данными относительно существенных условий осуществления хозяйственной деятельности по таким уровнем детализации, агрегации и актуализации, что способствовало координации конкурентного поведения на рынке услуг по организации розничной торговли в неспециализированных магазинах преимущественно продовольственным ассортиментом города Киева, что приводит к ограничению конкуренции.

Действия торговых сетей и исследовательской компании были признаны Антимонопольным комитетом Украины антиконкурентными согласованными действиями.

Штрафные санкции для ПИИ «БИЛЛА-Украина» составили всего 4 600 000 грн.

Первая инстанция поддержала решение АМКУ, отказав ПИИ «Билла-Украина» в удовлетворении иска.

В отличие от позиции Хозяйственного суда города Киева, Киевский апелляционный хозяйственный суд удовлетворил апелляционную жалобу ПИИ «Билла-Украина».

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение местного хозяйственного суда и новое об удовлетворении иска, исходил, в частности, из того, что отчеты ООО «АСНильсен Юкрейн» содержат обобщенную информацию, которая не позволяет торговым сетям согласовать свою торговую и ценовую политику и не позволяет определить индивидуальные данные по отдельным сетям.

Маркетинговые данные отчетов ООО «АСНильсен Юкрейн» являются ретроспективными и предоставляются с временной задержкой периода, который они характеризуют. Этот факт сам по себе свидетельствует, что данные таких маркетинговых отчетов непригодны для координации торговыми сетями своего конкурентного поведения.

Антимонопольным комитетом Украины не было проведено надлежащего экономического анализа соответствующего рынка, который был бы достаточным для установления отсутствия других причин подобного поведения торговых сетей-ответчиков. В свою очередь, похожее поведение торговых сетей-ответчиков не может беспрекословно свидетельствовать об антиконкурентном поведении.

Высший хозяйственный суд Украины поддержал выводы апелляционной инстанции и постановил кассационную жалобу Антимонопольного комитета Украины оставить без удовлетворения, а постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда — без изменений.

Рекомендованные публикации

Добавить комментарий